Замена передних и задних тормозных колодок: как и когда их менять?

Тормозная система – важнейшая в автомобиле. Она является системой  активной безопасности. На всех современных авто независимо от производителя и модификации устанавливается двухконтурная тормозная система, обеспечивающая надёжное торможение или экстренное замедление даже при отказе одного из контуров. Т.е. переднее правое и заднее левое, переднее левое и заднее правые колёса тормозят раздельно, независимо друг от друга, т.к. связаны раздельными трубопроводами.

Передние и задние тормозные колодки отвечают за эффективность тормозов. Даже если давление в гидроконтурах будет в норме, а фрикционные накладки будут изношены, машина будет тормозить плохо. Величина тормозного пути будет значительно превышать расчётную.

Как часто менять тормозные колодки и не допустить аварийной ситуации?

Об этом в материале статьи.

Для чего менять тормозные колодки?

Каждая тормозная колодка имеет фрикционную накладку. Именно она контактирует с тормозным диском или тормозным барабаном при торможении. Как только накладка достигает предельной минимальной величины, эффективность торможения падает, а тормозной путь возрастает.

Интенсивность износа накладок зависит и от стиля вождения, и от качества тормозных колодок. На разных автомобилях тормозные колодки изнашиваются по разному. Поэтому и для конкретной марки устанавливается своя толщина. Как правило, она указывается в Руководстве по эксплуатации автомобиля.

Передние колодки изнашиваются быстрее задних, т.к. нагрузка на них выше. Определить самостоятельно величину износа затруднительно, особенно, если автомобиль не оборудован датчиками износа тормозных колодок. Поэтому ответственные водители стараются посещать автосервисы минимум два раза в год: с началом весеннего и зимнего периодов эксплуатации. Мастер осматривает состояние фрикционных накладок и при необходимости выполняет замену колодок.

Как часто менять тормозные колодки?

Для современных автомобилей отечественного и зарубежного производства обязательные сроки замены тормозных колодок не регламентируются. Их осмотр выполняется каждое техническое обслуживание – ТО. Для одних автомобилей интервал составляет 10 000 км, для других 12 000 км, 15 000 км. Они зависят от производителя и указываются в Регламенте технического облуживания автомобиля. Если на ТО выявляется предельно допустимый износ, тормозные колодки заменяются.

Для большинства иномарок и автомобилей отечественного производства минимально допустимая толщина фрикционных накладок составляет не менее 2 мм. При этом в технической документации указывается, что, если машина эксплуатируется активно, то плановый осмотр необходимо выполнять чаще. К примеру, внедорожники. Они часто ездят по болотистым местностям, лесным и гравийным дорогам, пескам. Накладки изнашиваются быстрее, поэтому и внимание на состояние тормозных колодок нужно обращать чаще.

Как понять, что тормозные колодки изношены?

Некоторые автомобили оборудуются датчиками износа тормозных колодок. Как только толщина фрикционной накладки станет минимальной, на щитке приборов загорается сигнальный индикатор. Ещё колодки оборудуются контрольными пластинами, которые начинают взаимодействовать с тормозным диском, издавая высокий узнаваемый «писк и скрежет».

Понять, что колодки изношены, можно и по увеличившемуся свободному ходу педали тормоза. В процессе торможения она практически начинает доставать «пола», а эффективность торможения одновременно снижается.

Технология замены передних колодок

Передние колодки на автомобиле необходимо менять только парами, т.е. одновременно на левом и правом колесе. Если этому правилу не следовать, то возникнут неравномерные тормозные усилия: при торможении машину начнёт «уводить», либо одно из колёс и вовсе заблокируется. В каждый тормозной суппорт устанавливается две колодки: одна контактирует с наружной поверхностью тормозного диска, вторая – с внутренней. Т.е. комплект тормозных колодок для передней оси состоит из 4-х штук.

Замена выглядит следующим образом:

  • автомобиль устанавливается на ровную площадку, затягивается ручник;
  • снимается крышка с расширительного бачка тормозной системы;
  • передняя часть машины поддомкрачивается;
  • руль выворачивается вправо или влево для облегчения доступа к суппорту;
  • снимается колесо;
  • осматривается тормозной диск, вынимаются изношенные колодки;
  • снимаются антискрипные пластины, очищаются посадочные места;
  • поршни суппортов смазываются специальными составами, устанавливаются новые колодки;
  • суппорта закрываются, закручивается крышка расширительного бачка.

Операция выполняется для каждого колеса по очереди. После замены колодок необходимо завести автомобиль и поработать педалью тормоза. Первые 50 км происходит притирание накладок и тормозных дисков, поэтому необходимо двигаться, избегая интенсивных торможений с высокой скорости.

Технология замены задних колодок

Задние тормоза могут быть дисковыми или барабанными, по процесс замены одинаков:

  • машина снимается с ручного тормоза;
  • под передние колёса ставятся упоры, включается первая или задняя скорость;
  • колёса снимаются;
  • отсоединяется стояночный тросик, демонтируются пружины (либо открываются суппорта, как при замене передних колодок);
  • снимаются старые и устанавливаются новые колодки.

После замены производится проверка работы тормозной системы.

Полезные рекомендации

Чтобы продлить ресурс тормозных колодок, придерживайтесь ряда советов:

  • тормозите плавно;
  • тормозите двигателем, выжимая сцепление в последний момент;
  • на сколькой дороге выполняйте торможение прерывистым нажатием на педаль;
  • после проследования глубоких луж обязательно «просушивайте» тормозные механизмы короткими торможениями;
  • при следовании по спуску тормозите только двигателем, не выключая сцепление.

Помните, исправность тормозов – это безопасность водителя и пассажиров. Регулярно проверяйте состояние тормозных колодок.

Дата:
19.08.2023
Читайте также