Сравнение моторных масел для дизельных и бензиновых двигателей
Опытные владельцы машин знают, что масла для дизельного и бензинового двигателя имеют похожие базовые свойства, но разные требования в эксплуатации. И в том и другом случае смазки получают при помощи смешивания масел с присадками для того, чтобы повысить эксплуатационные свойства. Однако между двумя типами есть отличия, и они связаны с характеристиками двигателей внутреннего сгорания. Рассмотрим подробнее функции моторных смазочных материалов, главные отличия обоих решений. Также ответим на вопрос, можно ли использовать дизельный продукт для агрегата на бензине и наоборот?
Для чего предназначена моторная жидкость в двигателе?
Независимо от того, какое устройство применяется в машине. Специальные масла позволяют выполнить несколько основных функций.
Задачи, для которых заливается смазка:
- меньше трение – из-за образования масляной плёнки поверхности отделяются друг от друга, а содержание современных антифрикционных присадок снизит уровень трения;
- защита от износа - при работе деталей, где именно присутствует плёнка, процесс износа, как правило, не проявляется. Однако стоит знать, что в моменты запуска и при критических условиях эксплуатации двигателя активизируются противоизносные присадки. Они играют важную роль в предотвращении серьёзного износа механизмов;
- сохранение чистоты - во время работы устройства образуется нагар топливно-воздушной смеси. А окисление масла обычно приводит к образованию отложений в двигателе. В холодное время года, когда запчасть остывает, конденсат проявляет высокий показатель отложений. Для предотвращения этого производители добавляют больше моющих присадок — детергенты. Это нужно, чтобы избежать налипания разной грязи на детали мотора, в особенности в области поршневых колец;
- охлаждение – функция охлаждающей жидкости, особенно для подшипников скольжения коленчатого вала;
- уплотнение зазоров в ЦПГ – подходит как «жидкая прокладка», эффективно уплотняя зазоры в цилиндро-поршневой группе и уменьшая утечку газов из камеры сгорания в картер.
Этот список позволит детальнее понять, зачем нужна замена моторного масла в автомобиле.
Разница дизельного и бензинового варианта: как выбрать масло
Двигатели, использующие бензин и дизельное топливо, имеют определённые требования, которые стоит учесть при подборе масел.
Различия двух вариантов, на которые рекомендует обратить внимание:
- Метод воспламенения топлива и воздуха - в бензиновом решении процесс топливовоздушной смеси осуществляется благодаря искрам, создаваемыми свечами зажигания в определённый момент цикла. А вот в дизельном продукте распыляется через форсунки и воспламеняется за счёт высокой температуры воздуха в конце такта сжатия. Разные классификации масел ведут к отличиям во время сгорания. Дизельное топливо медленнее смешивается с воздухом, что влияет на полное сгорание. Из этого следует, что выхлопные газы допускают большое количество сажи, а это повлияет на качество смазки.
- Степень сжатия - пункт вытекает из предыдущего. Дизельные механизмы дают лучшую степень сжатия, а именно до 20, что позволит воздуху прогреваться до нужной температуры для воспламенения топлива. Во втором решении степень сжатия начинается числом 9, а заканчивается 14, что связано с рисками детонации, ограничивающими возможности увеличения этого показателя.
- Рабочий диапазон оборотов двигателя - благодаря особенностям процесса сгорания, дизельный вариант способен функционировать эффективно в диапазоне более низких оборотах по сравнению с бензиновым мотором.
- Системы уменьшения токсичности выхлопа - сегодня практически все современные дизельные устройства делаются не только с каталитическими нейтрализаторами, но и фильтрами для сажевых частиц. Они предназначены для улавливания сажи, поскольку дизель производит их больше, чем бензин. При заполнении фильтра активируется программа регенерации, которая увеличивает температуру внутри детали, что приводит к сгоранию накопленных частиц, превращая их в углекислый газ и водяной пар.
Перечисленные различия позволили понять особенности подбора моторного масла для двух видов двигателей.
Можно ли применять дизельные смазочные материалы в бензиновых двигателях и наоборот?
Всё зависит от допустимых стандартов, установленных производителем машин. Соблюдение требований позволит создать нормальную работу различных систем автомобиля.
Современные дизельные запчасти оснащены высокотехнологичными системами для снижения вредных выбросов, например, EGR (система рециркуляции отработавших газов), DPF (фильтры для улавливания твердых частиц) и другие. Эти технологии чутко реагируют на содержание зольных присадок в продукте. При высоком уровне золы в моторном масле фильтры могут быстро забиваться и выходить из строя, что приводит к значительным расходам на ремонт.
С другой стороны, бензиновые детали могут применять более простые нейтрализаторы, которые не предназначены для обработки крупных объёмов отработанных присадок. Они чувствительны к качеству смазочных материалов. И поэтому даже одиночная заливка некачественного продукта приведёт к серьёзным проблемам.
Масла для дизеля должны соответствовать опредёленным требованиям допуска, чтобы обеспечить надёжную работу всех систем авто.
Как подобрать качественное дизельное масло?
Сегодня на рынке практически все продукты имеют универсальные допуски, как для бензиновых, так и для дизельных устройств. Это делает их подходящими для различного транспорта.
Согласно международной системе классификации API, дизельное масло обозначается буквой «С». В результате, существуют следующие классы:
- CJ-4 – предназначено для современных мощных двигателей с низким уровнем вредных выбросов. Максимальное содержание серы в топливе не должно превышать 0,0015 %;
- CI-4 – используется для моторов с высоким числом оборотов, оборудованных системой рециркуляции отработанных газов, содержание серы – не более 0,5 %;
- CH-4 – подходит для двигателей с высокими оборотами с допустимым содержанием серы до 0,5 %;
- CG-4 – для тяжелонагруженных моторов, также с уровнем серы менее 0,5 %;
- CF-2 – для сильнонагруженных двигателей;
- CF – подходит для внедорожников и двигателей с различными типами камер сгорания, максимальное содержание серы – до 0,5 %.
По классификации ACEA, полнозольные смазки принадлежат к группе B (B3, B4, B5). Средне- и малозольные масла обозначаются категориями «C» и предназначены для систем нейтрализации. В этой группе выделяются маркировки C2, C3, C4 и C5, которые определяют максимальный уровень содержания золы и другие важные свойства продукта.
Использование масла, не соответствующего установленным требованиям, может привести к преждевременному выходу из строя системы очистки выхлопных газов. Ремонт или замена таких систем обычно требуют значительных денежных трат.
При выборе стоит обращать внимание на эти классификации, чтобы обеспечить надёжную работу вашей машины.
Изучение разницы моторных масел для дизельных и бензиновых двигателей. А также разбор требования в применении позволит подобрать подходящий смазочный материал и сделать поездки безопасными.
Часто задаваемые вопросы
Как подобрать масло для бензинового агрегата?
Во-первых, обратите внимание на вязкость масла, указанную в спецификациях автомобиля (например, 5W-30). Также стоит учесть климатические условия: в холодном климате лучше выбирать продукты с низкой первой цифрой.
Во-вторых, проверьте классификацию API (обозначается буквой «S»), где более современные масла имеют высокие буквы (например, SN, SP). Обратите внимание на рекомендации производителя, чтобы гарантировать совместимость.
Что лучше: смазочный материал для дизеля или бензинового устройства?
Выбор зависит от характеристик и потребностей конкретного двигателя. Дизельные масла содержат специальные присадки для борьбы с сажей и отложениями, поскольку такие механизмы работают при более высоком давлении. Они обеспечивают отличную защиту от износа и окисления.
С другой стороны, бензиновые смазки ориентированы на более чистое сгорание и защищают от износа, но не требуют таких же добавок для борьбы с сажей. Оптимальное решение – использовать продукт, рекомендованный производителем вашего автомобиля.
-
26.11.2024Готовим авто к зиме: выбор масла, замена фильтров и полезные советы для холодного сезона.
-
29.10.2024Как выбрать моторное масло: расшифровка маркировок, вязкость, стандарты API, ACEA, ILSAC.
-
26.08.2024Виды присадок в моторное масло: функции, преимущества и как они защищают двигатель.
-
25.08.2024Как избежать перегрева масла и защитить двигатель: оптимальные температуры и рекомендации.
-
25.06.2024Узнайте ключевые различия между моторными маслами API SN и SP: защита, экономия топлива, экологичность. Выберите оптимальный вариант для вашего автомобиля.
-
25.06.2024Сульфатная зольность в моторном масле — ключевой показатель, определяющий количество присадок. Узнайте, как измеряется и почему важно выбирать масло с учётом этого параметра для защиты двигателя.