Как читать маркировку моторного масла: расшифровка и классификация

Материал статьи содержит рассказ о классификации моторных масел по назначению, вязкости, уровню эксплуатационных характеристик. После прочтения статьи станет понятно, как понять маркировку, пропечатанную на канистрах, для чего на ней буквы и цифры. 

Химическая основа автомасла

Современное моторное масло в своем составе содержит две части:

  • основа (базовое масло);
  • пакет присадок.

Задача присадок - быть дополнением, совершенствующим показатели автомасла. Они обеспечивают  моющие свойства и защиту компонентов ДВС от коррозии. Присадки повышают качество состава, изначально изготовленного  не из лучшей основы. База обычно занимает до 80% объема, а остальное – присадки.

Состав со временем меняется. В результате длительной эксплуатации и сложных нагрузок присадки разрушаются, а после выработки 50-60% заложенного ресурса показатели сильно зависят о того, каким был состав основы.

Есть несколько типов базовых масел:

  • минеральные;
  • синтетические;
  • полусинтетические.

Среди главных характеристик автомасла выделяется вязкость, тип, спецификации. 

Типы моторных масел

На рынке есть три основных вида: минеральные, синтетические и полусинтетические. 

Минеральное – самое древнее, получается посредством перегонки нефти. У продуктов разных партий точные характеристики могут различаться. Преимуществом минеральных масел считается доступная цена, а недостатков есть несколько:

  • Минимальная очистка. Использование продукта приводит к образованию отложений в моторе.
  • Неэкологичность. Из-за большого количества нефтепродуктов в составе загрязняется окружающая среда.
  • Короткий срок службы. Замена необходима через меньшие интервалы, чем остальных типов.

Минеральные составы актуально использовать для простых старых двигателей, которым не нужна высокая степень очистки, они не эксплуатируются в экстремальных условиях. Для максимально защиты рекомендовано пользоваться синтетическими и полусинтетическими составами.  Преимуществом продукта становится цена, так как при улучшенных свойствах на фоне минерального стоит дешевле. Недостатком является то, что для некоторых типов двигателей оно не подходит.

Синтетическое выпускается посредством химического синтеза, обеспечивающего повышенную производительность, лучшую защиту мотора, чем остальные типы. Производственная технология исключает из состава серу, азот, приводящие к коррозии. Снижено содержание фосфора, цинка, бария, которые забивают сажевые фильтры и образуют нагар.  Продукт не совместим с двигателями старых моделей.

Что пишут на этикетках?

Обычно производитель указывает на этикетке несколько параметров: 

  • Классификация соответственно свойствам вязкости и температуры.
  • Спецификация по международным стандартам или классификация по эксплуатационным параметрам.

Все это указывается вместе с наименованием и брендом продукта на самой видной части этикетки. 

В маркетинговых целях на этикетках может размещаться маркировка, которая не относится к общепринятой, но привлекает внимание. Обычно это рекламные слоганы, например, «Содержит умные молекулы» и прочее.

Вязкость автомасла определяется по SAE – это аббревиатура Общества автомобильных инженеров США. По данной системе показатель выражается в условных единицах SAE Viscosity Grade – SAE VG. Степени обозначаются числами, что служит обобщением совокупности вязкостных свойств жидкости. По классификации масла поделены на зимние, летние, всесезонные. Буквы и цифры показывают принадлежность к конкретному классу. 

Для обозначения зимних масел используется число и литера W. Есть 6 типов зимних масел: 0W, 5W, 10W, 15W, 20W, 25W. Каждое из них имеет температурный прокачиваемости в условиях холода – наименьшая температура безопасного старта мотора: 

  • 0W – до –35-30°С;
  • 5W – до –30-25°С;
  • 10W – до –25-20°С;
  • 15W – до –20-15°С;
  • 20W – до –15-10°С.

Для обозначения летних масел используется только числовое обозначение – всего 6 видов: 20, 30, 40 (два вида с такой маркировкой), 50, 60.

Для всесезонных автомасел используется двойная маркировка, например, 0W-30, 5W-40:

  • Первое значение показывает динамическую вязкость при температурах ниже 0.
  • Второе значение – вязкость при температуре 100-150 градусов в работающем моторе. Чем выше указанное значение, тем толще образуется масляная пленка на контактирующих узлах и ниже показатель сбережения топлива.

Классификация масел по международным стандартам качества

Для моторных масел используются международные стандарты качества, разработанные для удобства всех автомобилистов. Сейчас используют несколько классификаторов, с помощью которых обозначается максимальный стандарт качества.

API – система классификации, используемая с1969 г. Составлена Американским институтом нефти. Все автомобильные масла разделены по эксплуатационным характеристикам. Есть три категории соответственно этой системе: 

  • S (Service) – семейств моторных масел, рассчитанных на использование в бензиновых двигателях. На данный момент действуют такие категории SJ, SL, SM, SN.
  • C (Commercial) – масла, предназначенные для дизельных моторов. Действуют категории CH-4, CI-4, CJ-4, CK-4.
  • EC (Energy Conserving) – маловязкие масла с энергосберегающими свойствами, снижающие расход топлива.

Каждый новый класс получает дополнительную литеру по алфавиту. Рядом с буквами есть цифры, которые указывают на применимость масла в определенном двигателе – 2-х или 4-тактном.

Для обозначения универсальных масел для дизельных и бензиновых моторов используются символы соответствующих категорий: первый – основной, а второй показывает возможность применения масла для мотора иного типа – API SM/CF.

ACEA – стандарт, который ввела Европейская ассоциация производителей автомобилей. Масла, которые прошли сертификацию, признаны лучшими в плане вязкости и сбережения топлива. 

Масла для бензиновых и дизельных ДВС легковых авто соответственно АСЕА внесены в единую категорию, обозначаются сочетанием литер «А/В». Рядом с ними прописана определенная цифра, например A3/B3. Чем выше ее значение, тем более высокие требования предъявляются к составу и характеристикам масла. Отдельно выделяется класс С, соответствующий новым европейским экологическим требованиям. Масла для тяжелого транспорта обозначены классом Е. 

ILSAC – классификатор от Международного комитета по стандартизации и апробации масле на базе ассоциаций автопроизводителей США и Японии. Комитет выпускает стандарты качества для масел, предназначенных для бензиновых моторов легковых авто: 

  • ILSAC GF-1, ILSAC GF-2, ILSAC GF-3, ILSAC GF-4 – больше не действительны;
  • ILSAC GF-5 – стандарт, актуальный сейчас.

Моторные масла JASO DX-1 предназначены для дизельных авто японского производства. В спецификации учтены строжайшие требования к качеству продукта для турбодизелей современного японского производства, которые максимально экологичные, высоконагруженные.

Обязательно проводится сертификация ответственных масел по ГОСТ, что в маркировке указывается значением вязкости в мм2/с, при температуре 100 °С.

Понять маркировку не так сложно, как кажется на первый взгляд. Профессионалы, которые ее изобрели, способствовали грамотной классификации автохимии по степени полезности в различных эксплуатационных условиях.

Дата:
29.10.2024
Автор: Автокомплект
Читайте также