Что лучше: 5W30 или 5W40. Разбираемся в разнице

заливка моторного масла в двигатель автомобиля

Вязкость моторного масла – важнейший параметр. Её выбор может оказаться непростой задачей, особенно, если не понимать разницы. Неспроста в Руководствах по эксплуатации и техническому обслуживанию автомобилей указывают конкретный вид масла, которое можно заливать в бензиновый или дизельный ДВС. Двигатель по-разному реагирует на моторные масла. От их параметров зависит моторесурс, оптимальная рабочая температура, надёжность и безотказность тех или иных узлов. В условиях российского климата самыми продаваемыми являются моторные масла групп 5W30 и 5W40. Это классификация по системе SAE. И в автосервисах, и в дилерских центрах в новые и б/у автомобили при регулярном ТО заливают именно эти сорта.

Давайте разберёмся в принципиальных отличиях. Что выбрать: 5W30 или 5W40?

Значение маркировки масел 5W30 и 5W40

5W30 и 5W40 на упаковке – это обозначение всесезонной вязкости. Маркировка соответствует правилам американской автомобильной индустрии – SAE.

  • 5W – означает кинематическую вязкость масла при отрицательных температурах. Символ «W» - это «winter», зима. Т.е. это крайняя нижняя отметка, при которой техническая жидкость начинает кристаллизоваться, «запарафиниваться». Температура кристаллизации для масел данной группы составляет минус 40…минус 30°С;
  • 30/40 – кинематическая вязкость моторного масла при рабочей температуре двигателя плюс 100…плюс 140°С. Иными словами, это предельная температура, при которой масло сохраняет свои полезные свойства: обеспечивает смазку трущихся частей и отвод тепла от элементов двигателя.

маркировка 5W-30 и 5W-40

Стандарту SAE более полувека, но им до сих пор пользуются во всех уголках мира.

Разница между моторными маслами 5W30 и 5W40

Разница по «зимним показателям» у 5W30 и 5W40 практически одинаковая. 5W30 обладает несколько лучшей текучестью при сильных отрицательных температурах, но об этом чуть ниже. Масла различаются, в основном, присадками и химическими примесями. Их добавляют специально, чтобы добиться нужных параметров морозостойкости, воспламенения, угара и т.д. Жидкое масло, априори, лучше циркулирует по системе, обеспечивает эффективную смазку пар трения и теплообмен. Но для рядового автолюбителя это не имеет никакого значения.

Разница между моторными маслами 5W30 и 5W40

Вязкость масла измеряется в мм²/сек при температуре 100°C.

В этом отношении 5W40 «гуще», чем 5W30. Однако, за счёт большого коэффициента поверхностного натяжения оно недостаточно хорошо смазывает калиброванные масляные каналы. Это отверстия в масляной системе диаметром десятые доли миллиметра. Такое масло рекомендуется для высокооборотистых двигателей, коленчатый вал которых вращается с постоянной частотой свыше 3000 об/мин. Чем выше частота вращения, тем выше давление масла в главной масляной магистрали. 5W40 без проблем смазывает турбированные бензиновые двигатели и ДВС спорткаров. Текучесть данного сорта моторного масла составляет 12-16 мм²/сек.

Текучесть масла 5W30 составляет 9-12 мм²/сек. Такое масло – лучший вариант для автомобилей, эксплуатирующихся при постоянных отрицательных температурах. Оно обладает несколько меньшим коэффициентом поверхностного натяжения, чем 5W40 и сохраняет свою текучесть даже при экстремально низких температурах. Но 5W30 может подвести, если двигатель перегреть. Масло быстро потеряет свои антифрикционные свойства, закипит и начнёт «гореть». Результат – выход из строя цилиндро-поршневой группы, закисание поршневых колец в канавках поршней, нагар на выпускных клапанах.

Что заливать в мотор: 5W30 или 5W40?

При ответе на этот вопрос не нужно гадать. Смотрите, что написано в РЭ на автомобиль и чётко придерживайтесь рекомендаций. Особенно это касается машин, находящихся на гарантии. Если двигатель выйдет из строя, а представитель производителя или сам производитель докажет, что в двигатель заливали нерекомендованное масло, ремонт будет за счёт владельца. А доказать очень легко: достаточно сделать химический анализ в аккредитованной лаборатории. По показателям вязкости и воспламеняемости сразу будет видно, какое масло заливали в двигатель: 5W30 или 5W40.

Для автомобилей, пробег которых исчисляется уже сотнями тысяч километров, выбор моторного масла зависит от многих факторов:

  • Климатических условий. Для северных районов предпочтительнее 5W30, оно лучше сохраняет текучесть при отрицательных температурах. Если проживаете в средней полосе, где температура воздуха зимой держится в районе -15…-20°С, существенной разницы нет. Можно использовать и 5W30 и 5W40;
  • Состояние цилиндро-поршневой группы. Это так называемый параметр «компрессии». У изношенного мотора он невысокий, поэтому ему необходимо «густое» масло, которое заполнит собой все зазоры и обеспечит устойчивую работу двигателя. Если степень сжатия в цилиндрах далека от эталонной, выбирайте 5W
  • Тип двигателя: атмосферный или турбированный. Как говорилось выше, 5W40 «любит» высокооборотистые ДВС. При частоте вращения 4000-5000 об/мин 5W40 прекрасно заполняет даже калиброванные каналы, обеспечивая хорошую смазку всех элементов.

Однозначной рекомендации по выбору между моторными маслами 5W30 и 5W40 для двигателей с большим пробегом нет. Единственное, смешивание сортов недопустимо. Рассмотрим и этот аспект.

Можно ли смешивать или менять масло 5W30 на 5W40?

Как правило, производитель указывает в Руководстве по эксплуатации и техническому обслуживанию авто допустимый диапазон моторных масел. Его следует придерживаться. Если в документации указаны и 5W30, и 5W40, значит, они взаимозаменяемы. Менять моторное масло необходимо с периодичностью, указанной в РЭ. Однако, срок службы масла зависит и от производителя. В некоторых случаях он многократно превосходит рекомендованную периодичность замены, а в некоторых – не «дотягивает» до планового ТО. В большинстве случаев автолюбители меняют моторное масло один раз в год. За это время автомобиль успевает пробежать 15 000 – 20 000 км. «Такси» меняют моторное масло чуть ли не каждые три месяца, т.к. пробег таких машин составляет до 50 000 км в год.

Можно ли доливать масло 5W30 в 5W40 и наоборот?

Даже у изношенного двигателя расход масла на угар редко превышает 100-200 гр на 1000 км пробега. Доливать такой объём вполне безопасно. Это не скажется на работе ДВС. А вот смешивать масла в одинаковых пропорциях недопустимо. Как отмечалось выше, разные сорта имеют разные присадки и химические добавки. При смешивании они могут вступить в реакцию с самыми неприятными последствиями. В экстренной ситуации, если необходимо доехать несколько километров до ближайшей СТО для ремонта двигателя, залить 5W30  в 5W40 можно. Это не приведёт к фатальным последствиям. А вот длительная работа двигателя на «миксе» просто опасна.

Смешивание моторных масел 5W30 и 5W40 в значительных объёмах может привести:

  • к снижению температуры воспламенения;
  • к повышенному нагарообразованию на поршневых кольцах и поршнях;
  • к дымному выхлопу;
  • к снижению давления в главном масляном трубопроводе.

Особенно опасно смешивание масел для турбированных двигателей. Роторы вращаются с частотой 10 000-15 000 об/мин на «масляном клине». Малейшее снижение антифрикционных свойств может привести к заклиниванию ТКР и последующему дорогостоящему ремонту.

Дата:
27.02.2024
Читайте также