Как часто нужно менять фильтры автомобиля

В сегодняшнем материале постараемся разобраться, с какой периодичностью необходимо менять фильтры автомобиля. Следовать этим советам или выбирать собственный интервал замены – дело каждого. Главное – сохранить здоровье мотора своего железного коня.

Внимание техническому состоянию топливного, воздушного и масляного фильтров необходимо уделять при каждом техническом обслуживании – ТО. Ведь от их исправности зависит работа ДВС, трансмиссии, топливной и масляной систем и, что немало важно, даже здоровье водителя и пассажиров. Из-за несвоевременной замены может выйти из строя шатунно-поршневая группа, из-за масляного голодания вероятен риск заклинивания подшипников или шестерен КПП. Всё это приведёт к необходимости дорогостоящего ремонта. Можно ли определить момент, когда тот или иной фильтр необходимо менять? Существует несколько проверенных способов.

Для чего нужен фильтр?

Фильтр – это конструкционный элемент, предназначенный для очистки моторного, трансмиссионного масла, топлива или воздуха. Воздушные фильтры устанавливаются и во впускном коллекторе двигателя, и в системе климат-контроля. К качеству фильтров предъявляются жёсткие требования: они должны иметь идеальные геометрические размеры, выдерживать перепады температур, повышенное давление и влажность, обеспечивать уверенный «холодный» запуск двигателя, не препятствовать свободному прохождению потока жидкости или напора воздуха. И главное требование – эффективная очистка рабочей среды.

На всех современных отечественных и зарубежных автомобилях используются 5 фильтров:

  • масляный;
  • топливный;
  • воздушный;
  • салонный;
  • сажевый.

Кроме сажевого каждый из них имеет свой срок службы и подлежит обязательной замене при определённом пробеге. Если автомобиль эксплуатируется в агрессивных условиях или с высокой интенсивностью как, например, машины такси или каршеринга, фильтры необходимо менять чаще. Срок замены фильтрующих элементов указывается в руководстве по технической эксплуатации автомобиля и Регламенте технического обслуживания для конкретной марки.

Масляный фильтр

Масляный фильтрДвигатель машины «застрахован» на тот случай, если фильтр загрязнится и перестанет выполнять свою функцию. В корпус фильтра устанавливается перепускной клапан, который обеспечивает подачу масла в трущиеся элементы напрямую из масляной магистрали в случае загрязнения фильтроэлемента. Он также срабатывает и при предельных оборотах коленчатого вала, когда давление в масляной системе резко возрастает. Иногда клапан может сработать в момент запуска при сильном морозе: низкосортное или некачественное масло может попросту «запарафиниться» при длительной стоянке.

Перепускной клапан имеет одно слабое место – резиновое кольцо переменного сечения. Резина под воздействием агрессивных компонентов и температуры теряет свои свойства и приходит в негодность. Если возникает износ кольца или его разрыв, масло после остановки ДВС сливается в картер. При последующем запуске давление в масляной системе не нормализуется, пока фильтр полностью не заполнится. Это чревато для двигателя, так как шатунные и коренные шейки коленчатого вала начинают испытывать «масляное голодание».

На некоторых масляных фильтрах перепускной клапан изготавливается в виде резинового диска. Его плотное прилегание к крышке обеспечивается пружиной. Срок службы и надёжность таких фильтров выше.

В качестве фильтрующего элемента, как правило, используется тонкий картон с высокой пористостью. Для придания необходимых влагостойких качеств его пропитывают фенолформальдегидами.

Масляный фильтр всегда меняется вместе с моторным маслом. Межсервисный интервал составляет 10 000 – 15 000 км пробега в зависимости от марки автомобиля. Современные машины имеют ещё и масляные фильтры системы смазки АКПП. Обычно их меняют каждые 30 000 км пробега.

Фильтры очистки воздуха подобрать

Воздушный фильтр

Воздушный фильтрВоздушный фильтр предназначен для очистки сжатого воздуха, поступающего в ДВС. Воздух участвует в процессе образования топливной смеси. Чем он чище, тем качественнее топливовоздушная смесь и эффективнее процесс сгорания бензина или дизельного топлива. Воздушный фильтр напоминает своеобразную «гармошку» из фильтрующего материала с уплотнительной резиной по периметру. Фильтр меняется или по пробегу, или по состоянию. Для автомобилей, эксплуатируемых в условиях мегаполисов, выполнять замену воздушных фильтров нужно чаще, чем указано в РЭ. Воздух с повышенным содержанием газов и пыли быстро снижает пропускную способность фильтроэлемента.

Проверить воздушный фильтр самостоятельно легко: остаточно открыть капот, снять пластиковую крышку корпуса фильтра и достать «кассету». Обычно крышка удерживается на быстросъёмных защёлках или клипсах. Стоимость фильтра недорогая. Если есть признаки загрязнения, лучше сразу выполнить замену, не дожидаясь планового ТО.

В продаже можно встретить и так называемые фильтры «нулевого сопротивления». Они используются преимущественно на спортивных или форсированных автомобилях, часто выступают в качестве элемента визуального тюнинга ДВС. Ставить такой фильтр на обычные машины не имеет смысла: он дорог и без специальной подготовки двигателя не принесёт никакого эффекта.

Салонный фильтр

Салонный фильтрСалонный фильтр очищает воздух, забираемый с улицы и подаваемый в салон авто. Фильтроэлемент изготавливается из материала с добавлением активированного угля, дезинфицирующего воздух. Срок службы таких фильтров мал. Если их не менять вовремя, она утрачивают полезную функцию, задерживая лишь механические частицы. Помимо очистки воздуха салонный фильтр защищает и испаритель кондиционера.

Понять, что салонный фильтр загрязнился легко:

  • в автомобиле появляется неприятный запах;
  • из вентиляционных дефлекторов еле-еле дует воздух;
  • в салоне быстро образуется слой пыли на пластиковых панелях.

Производители автомобилей рекомендуют выполнять замену салонного фильтра каждое ТО. Опять же, если машина эксплуатируется в мегаполисе или промышленном центре, интервал необходимо сократить.

Топливный фильтр

Назначение топливного фильтра – очистка бензина или дизельного топлива перед подачей в топливную магистраль. На части автомобилей установлены по два топливных фильтра: один магистральный – на топливопроводе, другой погружной – смонтированный в одном корпусе с бензонасосом, работающем в топливном баке. Топливным фильтрам необходимо уделять повышенное внимание: качество бензина во многих регионах оставляет желать лучшего. Последствия промедления замены топливного фильтра – загрязнённые форсунки, снижение мощности двигателя, повышенное нагарообразование на кольцах и поршнях.

Сажевые фильтры

Сажевые фильтры – это «атрибут» дизельных двигателей. Они снижают токсичность выхлопных газов, обеспечивая соответствие их химического состава нормам Евро 4 или Евро 5. Сажевые фильтры улавливают твёрдые, тяжёлые элементы. Периодичность их замены не регламентируется. Обычно, они служат весь срок эксплуатации автомобиля. Многие автолюбители демонтируют сажевые фильтры, т.к. они, якобы, снижают давление воздуха во впускном коллекторе и понижают мощность двигателя. Мнение распространённое, но не доказанное

Сажевые фильтры очищаются самостоятельно при такте впрыска топлива в цилиндр – постинжекции. Управляет процессом бортовой компьютер Если программа управления даёт сбой, сажевый фильтр быстро забивается, на панели приборов загорается контрольный индикатор. В этом случае нужно выполнить очистку одним из способов:

  • Электрохимическим на специализированном стенде. Стоимость процедуры на СТО или в дилерских центрах составляет 10-12 тысяч рублей;
  • «Принудительной постинжекцией». Суть процесса заключается в подаче непрерывной команды на очистку с диагностического компьютера. Обычно процедура длится 15-20 минут.

Второй метод намного дешевле, а эффект такой же, как и при электрохимической очистке.

Всегда следите за состоянием фильтров и не пренебрегайте сроками замены. Не экономьте на производителе и на качестве. От недорогого элемента зависит исправность двигателя, вспомогательных систем и общий моторесурс мотора.

Дата:
23.08.2023
Читайте также