Возможные неисправности тормозных систем КАМАЗ и способы их устранения
Автомобили и автопоезда КамАЗ имеют четыре автономные тормозные системы: рабочей, запасной, стояночной и вспомогательной. Хотя эти системы имеют общие элементы, работают они независимо и обеспечивают высокую эффективность торможения в любых условиях эксплуатации.
Тормозная система КамАЗ рабочая предназначена для уменьшения скорости движения автомобиля или полной его остановки. Тормозные механизмы рабочей тормозной системы установлены на всех шести колесах автомобиля. Привод рабочей тормозной системы — пневматический двухконтурный, он приводит в действие раздельно тормозные механизмы передней оси и задней тележки автомобиля.
Тормозная система КамАЗ запасная предназначена для плавного снижения скорости или остановки движущегося автомобиля в случае полного или частичного выхода из строя рабочей системы.
Тормозная система КамАЗ стояночная обеспечивает торможение неподвижного автомобиля на горизонтальном участке, а также на уклоне и при отсутствии водителя.
Неисправности рабочей тормозной системы КАМАЗ
Неэффективное торможение грузовых автомобилей КАМАЗ может возникнуть, если неправильно отрегулирован привод тормозного крана или неисправен двухсекционный тормозной кран.
Если же при торможении давление в тормозных камерах номинальное, то неотрегулированы или неисправны колесные тормозные механизмы.
Если при торможении рабочим тормозом давление ниже нормы только в тормозных камерах переднего моста, то неисправна или нижняя секция тормозного крана, или ограничитель давления.
Если давление в тормозных камерах нормальное, а торможение не эффективное, то ход штоков тормозных камер больше нормы, или, например, замаслены тормозные накладки.
В пневматической части привода возможно неисправна верхняя секция тормозного крана или регулятор тормозных сил. В механической части — неисправны или разрегулированы тормозные механизмы или привод рычага регулятора тормозных сил.
Если после отпускания педали тормоза все колеса автомобиля не растормаживаются, то неисправен двухсекционный тормозной кран (заклинивает толкатель или верхний поршень). Возможно, что разрегулирован привод тормозного крана (нет свободного хода педали тормоза).
Если после отпускания педали тормоза не выходит воздух из задних тормозных камер, неисправен регулятор тормозных сил или верхняя секция тормозного крана. Эти неисправности приводят к задержке сброса воздуха и из передних тормозных камер. Если же при растормаживании не выпускается воздух только из передних тормозных камер, то неисправен ограничитель давления или нижняя секция тормозного крана.
При неработающем двигателе по штатному двухстрелочному манометру можно точно определить, какая секция крана негерметична: если падает верхняя стрелка манометра — негерметична нижняя секция крана; падает нижняя стрелка — негерметична верхняя секция.
Если утечка воздуха из атмосферного вывода тормозного крана наблюдается только при растормаживании стояночного тормоза, а при включении прекращается, то неисправны клапан управления тормозами прицепа с двухпроводным приводом или какой-нибудь из энергоаккумуляторов.
Определить неисправный прибор можно подачей воздуха в энергоаккумуляторы из контура аварийного растормаживания: если при нажатии на кнопку крана аварийного растормаживания утечка из тормозного крана продолжается, то негерметично уплотнение толкателя в корпусе знергоаккумулятора, а если утечки нет, то неисправна диафрагма в клапане управления тормозами прицепа.
Возможные неисправности пневмопривода тормозов КАМАЗ
Неисправности приборов питания пневмопривода
При обслуживании пневматического привода тормозов автомобиля необходимо убедиться, прежде всего, в герметичности системы. Особое внимание следует обратить на герметичность соединений трубопроводов и гибких шлангов, так как здесь чаще всего и возникают утечки воздуха.
Места сильной утечки воздуха определяются на слух, а слабой — с помощью мыльной эмульсии.
Утечки воздуха из соединений трубопроводов и приборов тормозной системы устраняются их подтяжкой, а негерметичные трубопроводы и гибкие шланги заменяются.
Если воздушные баллоны заполняются медленно и давление воздуха не достигает номинального, то неисправен или компрессор, или регулятор давления.
На неисправность цилиндро-поршневой группы компрессора указывает и повышенное содержание масла в конденсате. Зачастую плохо заполняются баллоны отдельного контура. Воздух в каждый контур тормозной системы проходит через секцию «своего» защитного клапана.
Ресиверы пневмосистемы не заполняются сжатым воздухом или заполняются медленно. Регулятор давления не срабатывает.
- Повреждены шланги и трубопроводы - Заменить шланги и трубопроводы;
- Ослаблена затяжка мест соединений трубопроводов, шлангов, соединительной и переходной арматуры - Подтянуть места соединений. Заменить неисправные детали соединений и уплотнений;
- Ослаблена затяжка корпусных деталей аппаратов - Подтянуть крепление корпусных деталей;
- Неисправность аппаратуры. Нарушена герметичность ресивера - Заменить неисправный аппарат. Заменить ресивер.
Часто срабатывает регулятор давления при заполненных ресиверах пневмосистемы.
- Утечка сжатого воздуха в магистрали от компрессора до блока защитных клапанов - Ресиверы пневмосистемы не заполняются сжатым воздухом.
Регулятор давления срабатывает
- Неправильно отрегулирован регулятор давления - Отрегулировать регулятор давления, при необходимости заменить;
- Засорены трубопроводы на участке от регулятора давления до блока защитных клапанов - Осмотреть трубопроводы, при необходимости снять и продуть, поврежденные заменить;
Не заполняются ресиверы контура III
- Неисправен двойной защитный клапан - Заменить неисправный клапан;
Засорены питающие трубопроводы
- Деформирован корпус двойного защитного клапана вследствие чрезмерной затяжки болтов крепления клапана к лонжерону рамы - Обеспечить равномерную затяжку болтов крепления двойного защитного клапана к лонжерону рамы
Не заполняются ресиверы контуров I и II
- Несправен тройной защитный клапан. Засорены питающие трубопроводы - Заменить клапан. Продуть трубопроводы
Не заполняются ресиверы прицепа (полуприцепа)
- Неисправны аппараты управления тормозными механизмами прицепа, расположенными на тягаче или в пневмосистеме прицепа (полуприцепа) - Заменить неисправный аппарат
Давление в ресиверах контуров I и II выше или ниже при работающем регуляторе давления
- Неисправен двухстрелочный манометр. Нарушена регулировка регулятора давления - Заменить двухстрелочный манометр. Отрегулировать регулятор давления, при необходимости заменить
Неэффективное торможение или отсутствие торможения автомобиля при полностью нажатой педали
- Неисправен тормозной кран. Утечка сжатого воздуха в магистралях контуров I и II за тормозным краном - Заменить тормозной кран. Устранить утечку;
- Нарушена регулировка привода тормозного крана - Отрегулировать привод тормозного крана;
- Неправильно отрегулирован привод регулятора тормозных сил - Отрегулировать регулятор тормозных сил или заменить его;
- Неисправен клапан ограничения давления - Заменить клапан ограничения давления;
- Превышена допустимая величина хода штоков тормозных камер - Отрегулировать ход штоков тормозных камер;
Неэффективное торможение или отсутствие торможения автомобиля запасным тормозом, недостаточная эффективность стояночного тормоза
- Неисправен ускорительный клапан, кран управления стояночным тормозом - Заменить неисправный тормозной аппарат;
- Засорены трубопроводы или шланги контура III - Очистить трубопроводы и продуть их сжатым воздухом. При необходимости заменить;
- Неисправны пружинные энергоаккумуляторы - Заменить неисправную тормозную камеру с пружинным энергоаккумулятором;
- Превышена допустимая величина хода штоков тормозных камер - Отрегулировать ход штоков тормозных камер
- Неисправны тормозные механизмы задней тележки - При установке рукоятки крана стояночного тормоза в горизонтальное положение автомобиль не растормаживается
- Утечка воздуха из трубопроводов контура III или атмосферного вывода ускорительного клапана - Устранить утечку способами, указанными в п. 1
При движении автомобиля происходит подтормаживание задней тележки без приведения в действие рабочего тормоза и крана управления стояночным тормозом
- Неисправен двухсекционный тормозной кран. Нарушена регулировка привода тормозного крана - Заменить кран. Отрегулирован привод тормозного крана
- Неисправен пружинный энергоаккумулятор с рабочей камерой - Заменить тормозную камеру с пружинным энергоаккумулятором