Техническое обслуживание тормозов КАМАЗ 4308
Периодичность выполнения операций по техническому обслуживанию приведена в «Сервисной книжке».
При техническом обслуживании выполняются следующие операции:
- слить конденсат из ресиверов системы (по окончании смены);
- проверить герметичность всех контуров пневмосистемы (на слух);
- закрепить механизмы вспомогательной тормозной системы и ее привод;
- внешним осмотром элементов и по показаниям штатных приборов автомобиля проверить исправность тормозной системы, устраните неисправности;
- проверить исправность АБС (антиблокировочной системы) по контрольным лампам на панели приборов;
- проверить шплинтовку пальцев штоков тормозных камер;
- закрепить тормозные камеры и кронштейны тормозных камер;
- закрепить хомуты ресиверов к раме;
- промыть защитные сетки в тормозном кране, ускорительных клапанах и клапане управления тормозами прицепа;
- заменить патрон осушителя.
Слив конденсата из ресиверов системы (по окончании смены).
При осмотре шлангов тормозной системы не допускать их перекручивания и контактов с острыми кромками других деталей.
Сливать конденсат из ресиверов при номинальном давлении воздуха в пневмоприводе, отведя в сторону шток сливного крана. Не тянуть шток вниз и не нажимать его вверх. Повышенное содержание масла в конденсате указывает на неисправность компрессора.
При замерзании конденсата в ресиверах прогреть их горячей водой или теплым воздухом. Запрещается пользоваться для прогрева открытым пламенем.
После слива конденсата довести давление воздуха в пневмосистеме до номинального.
Проверка работоспособности пневматического тормозного привода заключается в определении выходных параметров давления воздуха по контурам с помощью контрольных манометров и штатных приборов в кабине (двухстрелочный манометр и блок контрольных ламп тормозной системы). Проверку проводить по клапанам контрольных выводов, установленным во всех контурах пневмопривода, и соединительным головкам питающей и управляющей магистралей.
Клапаны контрольных выводов расположены:
- контура привода рабочих тормозных механизмов передней оси - в нижней секции тормозного крана.
- контура привода рабочих тормозных механизмов задней тележки - на правой тормозной камере заднего моста;
- контура привода стояночной тормозной системы - на левой тормозной камере заднего моста.
Перед проверкой устранить утечку сжатого воздуха из пневмосистемы. В качестве контрольных технологических манометров использовать манометры с пределом измерений 0-980,7 кПа (0-10 кгс/см2) класса точности 1,5. Проверку работоспособности пневматического тормозного привода проводить в следующем порядке:
- заполнить пневмосистему воздухом до срабатывания регулятора давления. При этом давление во всех контурах тормозного привода должно быть 650-800 кПа (6,5-8,0 кгс/см2).
Контрольные лампы на щитке приборов должны погаснуть при достижении давления в контурах 441,3-539,4 кПа (4,5-5,5 кгс/см2). Одновременно прекращает работу шумовой сигнализатор (зуммер);
- нажать полностью педаль привода рабочей тормозной системы. Давление по двухстрелочному манометру должно резко снизиться не более чем на 49,5 кПа (0,5 кгс/см2). При этом давление в клапане контрольного вывода С должно быть равно показанию верхней шкалы двухстрелочного манометра в кабине. Давление в клапане контрольного вывода Д должно быть не менее 225,6-264,9 кПа (2,3-2,7 кгс/см2) (для незагруженного автомобиля). Поднять вверх вертикальную тягу привода регулятора 18 тормозных сил на величину статического прогиба подвески 40 мм.
Давление в тормозных камерах должно быть определено по нижней шкале двухстрелочного манометра.
- установить рукоятку привода крана 10 в фиксированное положение “Отторможено”. Давление в клапане контрольного вывода Е должно быть равным давлению в ресивере стояночного контура и находиться в пределах 650-800 кПа (6,5-8,0 кгс/см2),
- установить рукоятку привода крана стояночной тормозной системы в фиксированное положение “Заторможено”. На блоке контрольных ламп должна загораться контрольная лампа стояночной тормозной системы в мигающем режиме. Давление в клапане контрольного вывода Е должно упасть до 0.
- нажать на кран 3 механизма вспомогательной тормозной системы. Шток пневмоцилиндра 5 управления заслонкой должен выдвинуться.
В процессе проверки работоспособности пневматического тормозного привода при снижении давления в контурах до 441,3-539,4 кПа (4,5-5,5 кгс/см2) должен включаться зуммер и должны загораться контрольные лампы соответствующих контуров на щитке приборов.
Отрегулировать положение педали тормоза относительно пола кабины.
Регулировать согласно схеме установки педали на тормозной кран (рис. 6-20).
Регулировкой установочного и регулировочного болтов необходимо обеспечить положение площадки педали под углом 35°±2° и свободный ход педали 10-15 мм.
Установочный болт зафиксировать контргайкой, регулировочный болт перед регулировкой покрыть герметиком УГ7.

Рис. 6-20. Схема установки педали на тормозной кран: 1 - установочный болт; 2 - регулировочный болт.
Рис. 6-21. Комплект для проверки параметров пневматического привода:1 - шланги соединительные; 2 - манометр контрольный; 3 - ключи; 4 - головки соединительные; 5 - клапаны контрольного вывода.
При техническом обслуживании тормозного механизма обратить внимание на расстояние от поверхности накладок до головок заклепок. Если это расстояние менее 0,5 мм, сменить тормозные накладки. Предохранять накладки от попадания на них масла, так как фрикционные свойства промасленных накладок нельзя полностью восстановить очисткой и промывкой. Если требуется заменить одну из накладок левого или правого тормозных механизмов, меняйте все накладки у обоих тормозных механизмов (левого и правого колес).
Перед проверкой параметров пневматического привода тормозной системы:
- затянуть болты крепления компрессора и гайки крепления головки цилиндров компрессора;
- слить конденсат из ресиверов;
- снять механизмы вспомогательной тормозной системы, очистить их внутренние поверхности от нагара, промыть в керосине, продуть сжатым воздухом и установить на место;
- осмотреть трубопроводы, шланги, чехлы тормозных камер и тормозного крана, устранить неисправности.
Проверку проводить в соответствии с перечнем контролируемых параметров, приведенных в протоколе проверки параметров пневматического привода (см. таблицу). Проверку проводить с помощью комплекта (рис. 6-21), включающего в себя: контрольные манометры 2 класса 1,5, соединительные шланги 1, соединительные головки 4, клапаны 5 контрольного вывода, набор штуцеров и уплотнительных шайб, набор 3 наиболее часто применяемых ключей (19x22; 24x27).
Проверка параметров пневматического привода тормозной системы
Контролируемый параметр |
Место подключения контрольных манометров, см. поз. на рис. 6-2 |
Величина |
|
контрольная |
фактическая |
||
Погрешность показаний штатного манометра, кРа (кгс/см2) (%) |
22, 24 |
24,5 (0,25) (5) |
- |
Давление включения СТОП-СИГНАЛА, кПа (кгс/см2) |
26 |
9,81-49 (0,1-0,5) |
- |
Время наполнения привода воздухом (до погасания контрольных ламп) от компрессора при работающем прогретом двигателе с частотой вращения коленчатого вала 2000 мин-1 |
- |
8 |
- |
Давление выключения (включения) контрольных ламп, кПа (кгс/см2 ) |
В, 14, 20,21 |
441,3-539,4 (4,5-5,5) |
- |
Давление выключения регулятора давления, кПа (кгс/см2 ) |
2 |
686,5-735,5 (7-7,5) |
- |
Давление включения регулятора давления, кРа (кгс/см2) |
А, В, 22, 24 |
608-637,5 (6,2-6,5) |
- |
Разница между давлением включения и давлением выключения, кПа (кгс/см2) |
- |
49-107,9 (0,5-1,1) |
- |
Падение давления в приводе за 15 мин от номинального, кПа (кгс/см2): при выключенных органах управления при включенном органе управления |
В, 14, 20,21 В, 14, 20,21 |
|
- |
Падение давления в ресиверах за одно торможение, кПа (кгс/см2) |
14, 20, 21 |
|
- |
Давление в соединительных головках, кПа (кгс/см2): |
- |
- |
|
автомобиль расторможен: типа А при рабочем торможении |
25 |
637,5-735,5 (6,5-7,5) |
- |
типа А при стояночном торможении |
25 |
637,5-735,5 (6,5-7,5) |
- |
Давление в задних тормозных камерах, кПа (кгс/см2): для порожнего автомобиля при имитации груженого автомобиля |
D D |
>215,8-245,2 (2,2-2,5) Не ниже давления в ресивере 21 (рис. 6-2) |
- |
В заключение проверить тормозные свойства автомобилей на тормозном стенде типа СТП-3.
Примечание: При отсутствии стенда эффективность тормозных систем автомобиля Камаз 4308 можно оценить дорожными испытаниями по специальной методике. В этом случае критерием эффективности является тормозной путь и поведение автомобиля Камаз 4308 на дороге.
Критерием оценки эффективности тормозной системы является удельная тормозная сила Q, представляющая собой отношение суммарной тормозной силы всех колес к массе автомобиля:
Q=ZT / Р;
где ZT — суммарная тормозная сила всех колес автомобиля; Р - масса автомобиля.
Удельная тормозная сила должна быть не менее 5,49 (0,56) при проверке рабочих тормозных механизмов; 2,75 (0,28) — при проверке запасной тормозной системы.
Кроме того, определить на стенде разность тормозных сил правого и левого колес одной оси. Разность не должна превышать 15% (для приработанных тормозных накладок).
Погрешность показаний штатного двухстрелочного манометра определить сравнением с показаниями контрольных манометров. Контрольные манометры подсоединить вместо резьбовых пробок к ресиверу 21 (рис. 6-2) первого контура и к ресиверу 20 второго контура. Постепенно повышая, а затем, понижая давление в системе, сверить показания штатного и контрольных манометров.
Давление включения СТОП-СИГНАЛА определить при номинальном давлении в системе контрольным манометром, который подсоединить к контрольному выводу Д. Плавно нажимая на тормозную педаль, зафиксировать давление включения и выключения СТОП-СИГНАЛА по загоранию фонарей. Так же определить давление включения и выключения СТОП-СИГНАЛА, плавно приводя в действие ручной тормозной кран.
Давление выключения (включения) контрольных ламп определить для всех контуров пневматического привода. Для этого подсоединить контрольные манометры к ресиверам всех контуров, пустить двигатель и довести давление воздуха в системе до номинального.
Медленно выпуская воздух (например, открыв кран слива конденсата) из ресивера 21 первого контура, зафиксировать на контрольном манометре давление загорания контрольной лампы первого контура. Так же определить давление выключения (включения) контрольных ламп второго, третьего и четвертого контуров пневматического привода.
Давление выключения и давление включения регулятора давления определить по штатному двухстрелочному манометру, погрешность показания которого предварительно проверена. Автомобиль должен быть расторможен, т.е. положение тормозной педали и ручного тормозного крана должно обеспечивать движение автомобиля, потребители сжатого воздуха должны быть выключены.
Пустить двигатель и, повышая давление воздуха в системе, зафиксировать на манометре момент начала выхода воздуха из вывода регулятора давления в атмосферу (давление включения).
Нажать несколько раз тормозную педаль, при этом следить по манометру за снижением давления в системе и зафиксировать момент прекращения выхода воздуха из вывода регулятора давления в атмосферу (давление выключения).
Падение давления в ресиверах за одно торможение определить по контрольным манометрам, подсоединенным вместо резьбовых пробок к ресиверам 20 и 21 или по проверенному штатному манометру.
Заполнить систему воздухом, пустив двигатель, до номинального давления. Остановить двигатель, полностью нажать тормозную педаль (потребители сжатого воздуха должны быть выключены) и зафиксировать по манометрам падение давления в ресиверах.